Контент Меню Поиск

Цветы мурано

Опубликовано: 23.11.2016, просмотров: 3885 Рената Эльдеева

Муранское стекло Муранское стекло Мастерские в Мурано Мастерские в Мурано Мозаичное стекло — разновидность муранского стекла

Экскурсия на остров стекла

Вернуться из Италии без бокалов или бус из муранского стекла — настоящее преступление. Изделия из муранского, или, как его еще называют, венецианского стекла — одни из популярных, хотя и недешевых, итальянских сувениров. Каждый предмет, созданный венецианскими стеклодувами с острова Мурано, — это настоящее произведение искусства, подлинный шедевр, эталон утонченного вкуса. Технологии изготовления муранского стекла имеют многовековую историю, секреты производства бережно хранятся мастерами и передаются из поколения в поколение. Чтобы своими глазами увидеть магическое превращение песка в тончайшее стекло, нужно совершить небольшое путешествие на крохотный остров Мурано, где находятся мастерские стеклодувов.

Муранское стекло

Впервые о производстве стекла в Венеции упоминается в одном документе 982 года, в нем говорится о неком Доменике-стеклодуве.

Буквально за пару столетий искусство стекловарения стало настолько популярным, а мастеров стало так много, что к началу XIII века у венецианских стеклоделов была своя мастеровая гильдия.

В 1291 году Большой совет Венеции, вероятно, в целях безопасности — для изготовления стекла используется открытый огонь повелел вынести стеклодувные печи за пределы города. Многие мастерские переместились сюда, на маленький остров Венецианской лагуны — Мурано, и до сих пор находятся здесь — всего лишь в километре от города. Стекло здесь делают уже более 1000 лет.

Почему оно такое знаменитое?

Искусство стеклоделия известно с древних времен во многих частях мира, но муранское стекло — особенное. Считается, что здешние стеклоделы достигли мастерства высочайшего уровня благодаря тому, что у Венеции были тесные контакты со странами, имевшими богатые традиции стеклоделия, такими, как Египет, Финикия, Сирия, а также с входившим в состав Византии Коринфом. И действительно, методы и ассортимент изделий самых старых венецианских мастерских во многом были заимствованы у мастеров Востока. Ни один европейский центр по производству стекла не достиг такого уровня технологий, какого добились мастера Мурано.

В Европе XIII—XIV веков Венеция была «единственным центром, в котором могли создавать из стекла «произведения искусства», как говорится в книге «Муранское стекло» (Glass in Murano). Венецианские изделия экспортировали в больших количествах и в самые разные места: от восточного Средиземноморья до Северной Европы. В 1399 году английский король Ричард II дал разрешение на торговлю стеклом двум венецианским галерам, бросившим якоря в лондонском порту. В тот же период венецианское стекло можно было увидеть в домах французских аристократов. Со временем Мурано стал известным своими зеркалами, люстрами, изделиями из цветного стекла, с позолотой, с эмалями, из прозрачного стекла, с имитацией драгоценных камней, кубками с замысловатыми ножками и предметами с тонкими узорами.

Венеция, ревнивая хранительница своих секретов, всеми силами старалась не допустить конкуренции по качеству своего стекла. Начиная с XIII века, стеклодувам запрещалось переезжать из Венеции в другие места. Охранные меры продолжали ужесточаться, так что работать стеклодувами и подмастерьями разрешалось только гражданам Мурано. Одно время бежавших стеклодувов ловили, облагали огромными штрафами и ссылали на 5 лет гребцами на галеры, где их ноги заковывали в кандалы.

Муранское стекло

И все же стеклодувы тайно эмигрировали в разные части Италии и другие страны Европы и, производя такую же продукцию, что и в Венеции, создавали конкуренцию Мурано. Во многих случаях почти невозможно отличить, где изделия а-ля фасон де Вениз, то есть венецианского стиля, а где сделанные на самом Мурано.

Искусство венецианского стекла достигло расцвета в XV—XVI веках. Муранские изделия разнообразнейших форм из тонкого выдутого стекла, с расписными эмалями, из матового латтимо (молочного стекла) и ретичелли (сетчатого стекла) — и это лишь некоторые из изысканных стилей — были лидерами на рынке и украшали столы королей.

В то время, по словам одного искусствоведа, «любознательный путешественник, прибывавший в лагуну, когда работали стеклодувные мастерские, не упускал возможности побывать в них». Мне тоже не хочется упускать такую возможность, поэтому на вапоретто — пароходике, исполняющем роль водного автобуса, — я отправляюсь от Большого Канала к Мурано.

Мастерские в Мурано

Выйдя из вапоретто на первой же остановке в Мурано, спрашиваю, как найти мастерскую, и прохожие направляют меня к той, где стеклоделы бесплатно демонстрируют свое умение.

Мастера сидят на скамейках между горизонтальными подставками, на которые кладут стеклодувные трубки. Поворачивая трубки одной рукой, другой рукой они придают форму заготовке при помощи инструментов или пропитанных водой форм из грушевого дерева, особенно устойчивого к жару.

Мастера, завидев гостей, приветливо улыбаются, но тут же возвращаются к работе — им нельзя отвлекаться ни на одну секунду.

Мастерские в Мурано

На моих глазах совершается настоящее таинство: кусок бесформенной массы из песка и соды превращается в великолепную по красоте вазу. На первый взгляд, кажется, что мастер не прилагает никаких особых усилий — раскалил массу в печи, подул в трубочку, чтобы получился пузырь, пару раз взмахнул пинцетом и ножницами: там отрезал, тут пару раз ущипнул, и — вуа-ля — произведение искусства готово. Глядя на работу умельцев, понимаю — действительно, все гениальное просто.

Один из стеклодувов, закончив свое произведение, подходит ко мне и на ломаном английском представляется — Марио, ученик мастера. Он коротко рассказывает обо всех, с кем вместе работает:

«Вот в углу мой отец, Джузеппе, вот тот мужчина — мой дядя, Франческо». Маленькие мастерские на Мурано чаще всего принадлежат одной семье, и работает в них всего несколько человек из числа близких родственников, чужаков в свой круг стеклодувы принимают очень неохотно — берегут секреты.

С восторгом смотрю, как отец Марио — Джузеппе, вдувает заготовку из стекла в ребристую форму. Один конец пузыря обрезает его помощник, и затем стеклодув вращает свою трубку, чтобы пузырь раскрылся, как раскрывается бутон цветка.

Благодаря дополнительному нагреванию, а также прощипыванию по краям, кусок стекла превращается в плафон для люстры в форме лилии.

Наблюдение за тем, как в огне и умелых руках мастера рождается чудо, навевает священный ужас.

Марио, видя мои широко распахнутые глаза, шутя приглашает попробовать создать что-то свое.

Нет, уж лучше наблюдать за мастерами. Вот Франческо погружает стеклодувную трубку в маленькое боковое отверстие раскаленной стеклоплавильной печи. Ком извлеченного им оттуда расплавленного стекла светится, как огненно-красный солнечный шар на закате. Тонкая нить между печью и трубкой стеклодува блеснула оранжевыми лучами и исчезла. Стеклодув катает набранное им расплавленное стекло по металлическому столу, и шар превращается в цилиндр.

Цилиндрическую заготовку Франческо катает по столу таким образом, что ее поверхность покрывается стеклянными нитями, уложенными на металлической дощечке. Мастер помещает заготовку обратно в печь, и эти добавления — разноцветные, похожие на кружево, — плавятся и соединяются с общей массой. Эта техника называется муррине, с ее помощью достигается пестрый рисунок на любом предмете. Заключается она в добавлении в стекло заранее приготовленных стеклянных нитей, скрученных в разноцветные жгуты.

Мастерские в Мурано

Вытащив заготовку, Франческо одним коротким выдохом в трубку заставляет ком раздуться и начинает свое священнодействие. За пару минут он создает фантастически красивую вазу. Марио объясняет, что теперь ваза будет остывать несколько часов, а потом ее еще прокалят, чтобы стекло не рассыпалось.

Выйдя из мастерской, направляюсь вдоль тихого Рио-деи-Ветраи (канала стеклоделов), где, как и в большей части Венеции, передвигаться можно или по тротуару, или по воде. Здесь, тесно прижимаясь друг другу, располагается множество мастерских и салонов. В некоторых из них выставлены изящные, высококачественные и дорогие изделия: чайные сервизы, лампы и скульптуры. Другие салоны предлагают более дешевые вещи: бусы, вазочки, пресс-папье, но все, как и положено, выполнены вручную.

Не купить что-то в этих лавочках просто невозможно, разнообразие расцветок и форм подкупает любого. Не удержавшись, я тоже приобретаю несколько фигурок — они будут мне напоминать об очаровании и магии Мурано.

Мозаичное стекло — разновидность муранского стекла

Мозаичное стекло — разновидность муранского стекла. Его делают особым способом — сначала скручивают в толстый рулет множество цветных стеклянных нитей, зеттем, получившуюся «колбаску» режут на кусочки, складывают рядом друг с другом и запаивают в единое полотно.

Рейтинг:
 (голосов: 1)


Добавить комментарий

Сайт о туризме и отдыхе World-Voyage.Ru