Контент Меню Поиск

Черные лебеди

Опубликовано: 09.12.2016, просмотров: 192 Рената Эльдеева

Гондола, Венеция Весит пустая гондола около полутонны У гондолы только одно весло Традиционный атрибут Шпяпы-канотье с красной или синей лентой Пробки на улицах Венеции

История венецианских гондол

Мимо стен, впитавших вековую сырость, мимо окон, украшенных причудливыми арабесками, мимо цветущих балконов, под арками каменных мостов... Изящно и тихо скользят они по водной глади каналов. Издали они похожи на черных лебедей. Хотя их тело сделано из дерева, а шея, отнюдь не гибкая, а скорее, прочная, — из железа, они, подобно этим благородным птицам, грациозно плывут по каналам Венеции. Это гондолы — вероятно, самые известные лодки в мире.

Каждая гондола стоит целое состояние — 30-90 тысяч долларов. Строительство каждой гондолы занимает около трех лет. Впрочем, все затраты окупаются, ведь гондольер — хорошо оплачиваемая профессия.

Гондола, Венеция

История венецианских гондол

Никто не знает, когда была построена первая гондола. Правда, некоторые утверждают, что это было в XI веке н. э.

По крайней мере, впервые гондолы стали появляться в произведениях живописцев только в конце XV века. Однако свою неповторимую, всемирно известную форму гондолы обрели лишь в XVII—XVIII веках. Это были уже не просто плоскодонные лодки. Именно тогда они стали приобретать своеобразную вытянутую форму, а их носовую часть стали делать из железа.

Как возникло название «гондола», тоже сказать трудно. Некоторые считают, что оно произошло от латинского слова, означающего «лодочка, челнок» (cymbulа), или от уменьшительной формы слова, означающего «раковина» (concha).

Краса Венеции

В чем нет сомнений, так это в том, что Венеция немыслима без гондол. По сути, это главный символ города. На живописных полотнах, изображающих Венецию, непременно присутствует эта своеобразная лодка.

Есть еще одна причина, почему без гондол невозможно представить Венецию. Роберто — гондольер, проводящий водные экскурсии,— рассказывает: «Город открывается совершенно по-новому. Сидя в гондоле, ты не только видишь достопримечательности, но и прикасаешься к самому сердцу Венеции». Знаменитый немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете поделился своими впечатлениями от Венеции: «Я... чувствовал себя властителем Адриатического моря, как любой венецианец, усевшийся в свою гондолу». По словам Роберто, «неторопливо скользя по волнам, ты впитываешь дух, атмосферу Венеции.

Когда волны мягко убаюкивают тебя, словно в колыбели, кажется, что время, наконец, остановило своей бег и перед тобой — вечность».

Весит пустая гондола около полутонны

Непохожая на других

Размеры и конструкция венецианских гондол установлены, ни много ни мало, законом в XVIII веке и с тех пор свято соблюдаются.

Длина лодки составляет 11 метров 50 сантиметров, а ширина — 1 метр 40 сантиметров.

Весит пустая гондола около полутоны. Разумеется, такой тяжеловесной лодкой управлять очень нелегко — нужна недюжинная физическая сила и сноровка, поэтому традиционно профессия гондольера считается чисто мужской.

Наличие у гондолы только одного весла объясняется очень просто — каналы Венеции настолько узки, что лодки с двумя веслами на ней просто не смогут разминуться.

Да, у гондолы только одно весло — с правого борта, но она каким-то чудом движется по прямой линии. Кажется, что лодку должно заносить в сторону и кружить на месте. Однако этого не происходит. Почему? Джильберто Пензо, специалист по истории судостроения, пишет: «Если корпус лодки — это тело, киль — позвоночник, а шпангоуты — ребра, то можно сказать, что гондола страдает тяжелой формой сколиоза». Иными словами, корпус лодки асимметричен: правая сторона уже левой на 24 сантиметра. Поэтому правый борт гондолы погружен в воду больше, чем левый. Такая «кривобокость» компенсирует отсутствие второго весла и местоположение гондольера, стоящего у левого борта, поэтому лодка может плыть прямо.

У гондолы только одно весло

Все тело гондолы деревянное, при строительстве традиционно используется 9 пород дерева. Приметное украшение «лебедя» — его шея, или нос лодки. Нос и корма — единственные металлические части гондолы. В своей книге об этих лодках Джанфранко Мунеротто пишет: «Стоит хоть раз увидеть нос гондолы и его уже не забыть».

Изначально железный нос лодки служил противовесом гондольеру, располагавшемуся на корме, однако теперь это всего лишь украшение.

Говорят, что элементы носовой части представляют шесть районов Венеции, небольшой выступ с другой стороны — венецианский остров Джудекку, а сам фигурный нос, изогнутый в виде буквы «S», символизирует Большой канал Венеции.

Еще один неизменный атрибут «лебедя» — его черное «оперение». По этому поводу существует множество догадок. Согласно одной легенде, в XVI–XVII веках внешняя помпезность и крикливая расцветка гондол вызывали негодование. В борьбе с излишествами и вычурностью местному сенату пришлось наказывать владельцев гондол штрафами. Но, несмотря на такие преследования со стороны властей, многие были готовы скорее заплатить штраф, чем отказаться от украшений. В конечном счете, по требованию магистрата решили просто выкрасить все гондолы в черный цвет.

Другая версия гласит, что черный цвет — это символ траура по многотысячным жертвам «черной смерти», или чумы. Некоторые предлагают и такое объяснение: дескать, черный цвет гондол оттенял бледность венских аристократок. На самом деле, черный цвет гондол объяснялся стандартным просмаливанием для наибольшей долговечности и водостойкости.

Традиционный атрибут Шпяпы-канотье с красной или синей лентой

Традиционный атрибут Шпяпы-канотье с красной или синей лентой, а также полосатые тельняшки — неизменная униформа гандольеров.

Издержки профессии

Последние десятилетия венецианские гондолы приобрели пестрый вид — гондольеры для привлечения туристов свои лодки раскрашивали фосфоресцирующими красками, украшали разноцветными подушками и даже, вопреки всяким традициям, — китайскими фонариками. В 2006 году Ассоциации гондольеров совместно с муниципальными властями решили положить конец этому пестрому безобразию.

Ассоциация рекомендовала гондольерам избавить лодки от вычурных излишеств, вернув им строгий и элегантный стиль, который сложился в XVI веке. В соответствии с правилами, во внутреннем убранстве гондолы не допускается позолота, для интерьера рекомендовано использовать синий, черный и бордовый цвета. Ассоциация объявила бой и чрезмерно цветастым подушкам и настоятельно рекомендовала использовать подушки из обыкновенной кожи. Нарушителей этих строгих правил могут лишить лицензии. Для гондольеров такое наказание означает пожизненную безработицу.

Дело в том, что количество лицензий на работу гондольером в Венеции жестко ограничено — 425.

Таким образом, число гондольеров строго ограничено — 425 плюс 150 «запасных» гондольеров, которым разрешено выходить «на подмену» в пик туристического сезона в Венеции. Лицензия на работу гондольером выдается один раз и практически навечно — ее можно передать по наследству. Естественно, гондольеры дорожат своей работой и пекутся о своих преемниках, заранее готовят себе смену — чаще всего отца сменяет сын. При таком порядке трудоустройства человеку со стороны очень сложно, практически невозможно стать гондольером.

Женщинам в гондольеры тоже путь закрыт.

Некоторое время назад, правда, одна немка — Александра Хай — получила разрешение на управление гондолой. Однако это вызвало бурю негодования среди гондольеров, мужчины требуют отзыва лицензии у женщины, мотивируя многовековыми традициями ремесла. Позицию гондольеров мужчин поддержали даже в муниципалитете, ведь городские власти радеют за сохранение традиций. Справедливости ради нужно сказать, что Александра Хай несколько раз пыталась сдать сложный экзамен на вождение гондолы, но так и не смогла. Ремесло гондольера требует специфических навыков, которые можно получить или усердно тренируясь, или, так сказать, по праву рождения — любой венецианский мальчишка умеет обращаться с лодками не потому, что мечтает быть гондольером, а потому что другого транспорта в городе на воде просто нет.

Покатавшись на спине «черного лебедя», вы медленно подплываете к пристани, с которой началась прогулка по тихим водам Венеции. Провожая взглядом уплывающую гондолу, присмотритесь внимательнее: а вдруг на какую-то секунду «лебедь» грациозно повернет свою длинную шею, чтобы поправить черные перышки у себя на спине.

Пробки на улицах Венеции

Пробки есть даже на улицах Венеции

Рейтинг:
 (голосов: 1)


Добавить комментарий

Сайт о туризме и отдыхе World-Voyage.Ru